Но и Кабуки: традиционные направления японского театра

Японский театр

Японский театр — еще одна «визитная карточка» японского государства. Да, он труден, многогранен, часто серьезен и для славянского менталитета и очень загадочен. Однако посетить хотя бы японский театр Мельпомены все-таки обязательно стоит. Поверьте, даже один час созерцания танцующих в масках под необычную музыку способен заставить задуматься о смысле всего театрального искусства в мире.

Из традиционных форм японского театра Но и Кабуки более всего известны за границей.

Театр Но

Театр Но основывается на древних традициях, уходящих корнями в очень древнее прошлое человечества, когда считалось, что духи населяют землю и ходят бок о бок с людьми. Основной индивидуальностью его спектаклей является аскетизм в сценическом оформлении. На заднем плане сцены располагается только изображение большой сосны. По традиции японский народ с благоговением относится к огромным старым деревьям, так как они выполняли роль посредников, через которых воля богов ниспосылалась на землю. Сосна, вероятно, рассматривалась как знак земной оси, центр мироздания, мысли о котором ассоциируются с понятием вечности. Потому в японском театре Но конкретно с сосной часто сопряжены различные трансформации, происходящие с бессмертными богами, т. е. актерами, перевоплощение которых происходит прямо на сцене, и самими зрителями — очевидцами этого действа, после которого невозможно остаться собою прежним.

Актеры возникают перед зрителями в богатых нарядах и масках. Традиционное представление состоит из 5 пьес, в перерывах между которыми демонстрируют три комедийные сценки. Они составляют цельный смысловой поток прогрессирующего развития событий, плавно заканчиваясь внезапной развязкой.

Обычное, но несущее глубочайший сакральный смысл убранство небольшой сцены подчёркивает эстетическую глубину эмоций масками, обрамлёнными в кимоно. Эти важнейшие элементы костюма хранятся в веками даже в школах, и маски из театра Но с более чем трёхсотлетней историей выступлений – отнюдь не редкость. Хоть маски и могут быть чрезвычайно впечатляющими – как, например, знаменитая маска мстящего беса – большая часть из них имеет абсолютно спокойное, почти отрешённое выражение.

Японский театр Кабуки

Специфичность кабуки проявляется в особенностях смены декораций. Обычный театр придерживается серьезных правил. Сценарии обычно пишутся так, чтоб каждый акт театральной постановки мог проходить на одном и том же фоне. Но в Кабуки все иначе. Актеры как ни в чем ни бывало продолжают свою игру, а рабочие, обязательно одетые в темное, скоро меняют окружающие декорации. Зрители не ожидают, что всякий раз будет задвигаться тяжелый занавес, и считают сотрудников сцены «невидимыми».

Обычно в кабуки мужчины играют все роли. Отличительной и очень запоминающейся чертой японского театра является непростой разноцветный грим, красующийся на лицах всех актеров. Какой именно «окрас» будет у исполнителя, зависит от того, какой характер исполняет актер в конкретной постановке. Если актер играет молоденькую девушку либо парня, его лицо старательно окрашивается в мраморно-белый цвет, а для того, чтоб показать более старший возраст, гримеры добавляют совершенно другие цвета, к примеру, коричневый.

Кумадори – неповторимый канон, в соответствии с которым наносятся полосы разной формы и цвета, которые усиливают чувственный образ мужского персонажа и раскрывающие его истинный характер. Его главные цвета – голубой, темный и красный. Красный представляет смелость, самоотверженную преданность и абсолютную честность, темный – чудо и божественность, голубой – зло, неудержимую ярость и потусторонние силы.

Часто по ходу пьесы из «пола» либо с «небес» возникают новые персонажи. Эти эффекты организуются с помощью использования потайных лифтов либо натянутых над сценой проволок. Жанр Кабуки предполагает особенный вход актера на театральную сцену. Обычно для этого употребляется язык поз, который четко указывает публике характер персонажа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *